Все проблемы - из детства? (ч.1) | Помощь психолога онлайн <-->

Все проблемы — из детства? (ч.1)

На правах рекламы:


Эта статья - первая из серии статей, посвященных развитию невроза согласно теории Карен Хорни. Статья рассчитана на студентов-психологов и специалистов, однако написана простым языком, доступным для понимания неспециалистам.

Exclamation-mark-26133Методика «Экспресс-диагностика невроза»

Невроз - основные составляющие

В качестве одного из определяющих условий для начала формирования невротической личности К.Хорни называет отсутствие теплой атмосферы подлинной любви, которая давала бы ребенку ощущение безопасности и спокойствия. Это ощущение в дальнейшем стало бы базой для естественного развития личности в соответствии с истинными потребностями и способностями.

НеврозЕсли говорить обобщенно, любой невроз, по Хорни, развивается в условиях невозможности раскрытия внутреннего потенциала. Ребенка могут учить читать, писать, одеваться и т.д., но никто и никогда не может научить его, как расти и развиваться внутренне. Все, что могут и должны делать для этого окружающие (родители), - это создавать для малыша условия, в который его рост и развитие личности пойдут естественным путем. Условия, дающие возможность для раскрытия внутреннего потенциала, внутренней сущности, развития своих уникальных, заложенных в нем, талантов и задатков. Все это с течением времени позволит человеку обрести свою собственную систему целей и ценностей. Глубинный источник роста в этом случае заключается в реализации подлинных желаний и устремлений – того, к чему «лежит душа».

Открытое и искреннее отношение и внимание других людей важно для ребенка еще и потому, что только, убеждаясь в собственной безопасности, он сможет открыто выражать себя. Если же ребенок ощущает, что его высказывания не одобряются, что он постоянно находится «под дулом автомата», он постарается выбирать выражения или придержит свое мнение при себе, предпочтя высказать то, что от него желают слышать, делая первые шаги к внутренним конфликтам и неврозу.

Родители, которые внимательно ведут ребенка по жизни, растут вместе с ним, имеют гораздо больше шансов вырастить здоровую личность. Речь не идет об отсутствии столкновений между ребенком и родителями, но эти столкновения также должны давать малышу возможность проявлять себя – так, как он хочет.

НеврозВ случае же невротика окружающие его люди, в первую очередь, родители, слишком глубоко погружены в свои проблемы, чтобы уделять ребенку достаточно эмоционального внимания. В этом случае речь не идет о подлинной любви к ребенку и восприятии его как самостоятельной личности со своими особенностями. Отношение к ребенку определяется невротическими установками родителей. Это может быть гиперопека, запугивание, подавление, потакание, придирчивость, наличие любимчиков из числа других детей, равнодушие и т.д. Итогом такого отношения становится развитие у ребенка ощущения незащищенности и страхов – базальной тревоги. Мир представляется враждебным местом, и для смягчения этой тревоги ребенок использует единственно доступный ему путь, заключающийся в отбрасывании своих естественных чувств и отказе от спонтанного поведения в пользу таких паттернов, которые гарантированно не повысят тревогу. Ребенок может отчаянно искать внимания и защиты у других людей, а может агрессивно противопоставить себя всему миру или вообще уйти от людей. В любом случае, его поведение подчинено бессознательной необходимости смягчения тревоги.

Что касается здорового поведения, все эти реакции также могут иметь место. Однако у невротика они приобретают характер крайностей, становятся ригидными. Привязанность превращается в отчаянное цепляние и зависимость, уступчивость – в соглашательство и попирание своих интересов. Чем сильнее базальная тревога, тем жестче эти установки. Кроме того, развитие ребенка приобретает односторонность, оставляя огромные пространства недоступными для дальнейшего формирования. Ребенок учится мыслить не в категориях «нравится – не нравится», а в категориях, определенных его тревогой. Так, если в ребенке силен страх быть покинутым, он будет выстраивать свое поведение так, чтобы повысить шансы остаться с объектом привязанности. При этом его подлинные желания и намерения остаются глубоко внутри, уходя из поля сознания. Возникает невротическая отчужденность от себя, от собственной подлинной личности. Подлинная личность в этом случае заменяется неким идеальным образом «я», потребность следовать которому чрезвычайно сильна. В противном случае нарастает страх («если я не буду идеально красивой, меня не полюбят», «если я не буду стойко переносить все лишения, от меня отвернутся» - так может рассуждать невротик). Создание идеального образа, кроме того, - это первый шаг к решению проблемы внутренней интеграции, решение проблемы чувства «неустойчивости» по сравнению с другими.

Поскольку решение невротика идти к людям, от людей или на конфликт ни в коем случае не определяется его подлинными чувствами, все эти три направления представляются ему одинаково влекущими, и, как следствие, невротик развивает у себя противоречащие друг другу установки. Этот конфликт – базальный конфликт невротика с другими людьми. С течением времени он попытается искусственно выбрать одно из этих направлений.

Литература:

К.Хорни. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление // Спб: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

Рейтинг: 0

Информация об авторе

Ник: Лидия

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления по RSS или следите за анонсами в нашей группе Вконтакте. Вы можете оставить комментарий ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.