<-->

Игры, в которые играют все: как родители программируют нашу жизнь

На правах рекламы:


В данной статье мы рассмотрим, как родители программируют дальнейшую судьбу ребенка, в рамках концепции Эрика Берна - автора всем известных книг "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры". Статья рассчитана на студентов-психологов и специалистов, однако написана простым языком, доступным для понимания неспециалистам.

Exclamation-mark-26133Иррациональные убеждения, или Почему я несчастен

Причины неврозов

Автор концепции транзакционного анализа Эрик Берн подходит к проблеме патогенных детско-родительских отношений с точки зрения созданной им сценарной теории. Сценарий, по Берну, представляет собой некий жизненный план, составленный ребенком в детстве. Здесь речь идет скорее о бессознательном программировании и самопрограммировании, нежели о прямых и четких указаниях со стороны родителей. На выбор сценария влияет множество факторов, определяющим среди которых остается отношение родителей. Берн оставляет достаточно пространства для свободной воли ребенка, и, тем не менее, подчеркивает важность родительского программирования.

СценарииПомимо сценария, ребенок получает «на вооружение» также антисценарий и контрсценарий. Антисценарий используется им при невозможности действовать согласно предписаниям основного сценария и не подразумевает освобождение от сценарных указаний. Это, по сути, тот же сценарий, только вывернутый наизнанку. Поведение человека в данном случае продолжает зависеть от родительских установок. Контрсценарий открывает возможности для избавления от навязанной программы и реализуется путем осознания сценарных предписаний, факта наличия родительской программы и актуализации состояния «Взрослого».

Программирование начинается уже с первых дней жизни младенца, с простейших транзакций (взаимодействий), происходящих между матерью и ребенком. Уже в этот период у ребенка формируется ощущение благополучия или неблагополучия, которое во многом определяет его дальнейшее развитие. В первые два года жизни мать формирует будущий каркас сценария, закладывая в него роль победителя или неудачника. Убеждения относительно себя, родителей и окружающих сохраняются у ребенка и впоследствии переносятся на его отношения с другими людьми. Эти убеждения становятся основой для формирования тех или иных жизненных позиций. К примеру, убежденность в собственной никчемности и превосходстве других людей (позиция «Я - минус, ты – плюс», по Берну) формирует депрессивное отношение к миру. Позиция «я – минус, ты – минус» свойственна проявлением шизофрении. Исходя из этой позиции (каждый человек выбирает себе ту или иную ключевую позицию), ребенок, а затем подросток и взрослый строят свою жизнь и реализуют свои сценарные предписания.

Важную роль в формировании сценария играет выбор сюжета. Как правило, это сказка или история о каком-то человеке, рассказанная ребенку в детстве. К моменту, когда ребенок услышит эту историю, он уже имеет четко сформированную внутреннюю позицию. Он уже может ответить на вопрос «кто я?» в категориях победителя или неудачник, он знает, как относиться к другим людям, как действовать, чтобы не выйти из рамок своей позиции, знает, как будут относиться к нему. История, которую он услышит, будет отвечать на вопрос «что происходит с такими, как я?». Сюжет истории и станет его сценарием, определяющим весь жизненный путь до самой смерти.

СценарииС двух до шести лет ребенок получает указания, имеющие наиболее длительный эффект. Они касаются агрессии и проявлений сексуальности. Борьба и половое взаимодействие как формы социальной активности в этот период формируют у ребенка такие качества характера, как мужественность\женственность, уравновешенность\агрессивность. Вслед за родительскими указаниями формируются системы сдерживания влечений. Значительную роль в этом процессе играет именно влияние родителей – оно определяет как проявление влечений, так и проявление ограничивающих тенденций. Итогом могут стать новые качества характера, своего рода компромисс между влечением и ограничением.

В рамках сценарной концепции Э.Берн придает большое значение интерпретации ребенком родительских указаний или замечаний. Зачастую в словах родителя звучит вовсе не то, что под этим понимает ребенок. Тем не менее, ребенок воспринимает слова родителя как прямое указание к действию, и скрытый смысл этих слов далеко не всегда становится ему ясен. Точно так же ребенок может трактовать родительское замечание иначе, нежели сами родители. Наконец, в словах родителей может скрываться провокация, и прямое указание (»Будь осторожнее!») на самом деле может подразумевать нечто вроде «Я же говорила, что ты ошибешься!».

Негативные сценарии, по Берну, имеют общие черты, которые перечислены ниже.

  • Наличие указаний негативного плана – так называемый «стоппер»
  • Указание на итог жизни ребенка – «проклятие» или сценарный итог
  • Поощрение поведения ребенка, ведущего к этому итогу – провокация, или толчок
  • Указания относительно времяпрепровождения в ожидании развязки (итога)
  • Указания о некоторых жизненных реалиях, которые ребенок должен знать, чтобы четче следовать сценарию
  • Возможность реализации антисценария – указание на альтернативный итог
  • Наличие сценарного импульса («демона») – желания ребенка поступать наперекор родительским указаниям.

Таким образом, передача от родителей к ребенку определенных предписаний, в том числе негативных, и передача родителем собственного поведения в качестве образца определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Литература:

Э.Берн. Люди, которые играют в игры // Москва: Литур, 1999

Рейтинг: 0

Информация об авторе

Ник: Лидия

Категория: Статьи  Метки: , , , ,

На правах рекламы:

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления по RSS или следите за анонсами в нашей группе Вконтакте. Вы можете оставить комментарий ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.